Татьяна Иванова рассказала всю правду о санном спорте
Санный спорт в Пермском крае – самый «медальный» из зимних видов. А школа «Огонек» в Чусовом благодаря своим выдающимся воспитанникам известна во всем мире. Прошедший сезон принес нашей саночнице Татьяне Ивановой новые достижения. Но что касается подрастающей смены – тут есть проблемы. На этой неделе итоги спортивного сезона в этом красивом и сложном виде спорта подвели в эфире радио «Маяк» 96,2 и «Вести FM» 88,5 – совместного проекта этих радиостанций и «МК в Перми». Об успехах и трудностях с ведущим Юрием Рудневым говорили президент федерации санного спорта Пермского края Виктор Болдачев и призер Олимпиады, призер чемпионатов мира, многократная чемпионка Европы, обладательница Кубка мира Татьяна Иванова.
- Виктор Алексеевич, что было самым главным в этом сезоне?
- Чемпионат мира, который проходил в Кенигзее. Татьяна Иванова впервые покоряла эту цитадель - и впервые за всю историю санного спорта завоевала третье место. Хорошие результаты были на этапе Кубка мира в Сочи, российские саночники одержали победу в эстафете, Татьяна завоевала «золото», неплохо выступили ребята-одиночники и двойки. Так что сезон, считаю, был очень успешный.
- Татьяна, а для вас что было самым важным?
- Взять медаль на чемпионате мира и выиграть золотую медаль на домашней трассе в Сочи. Потому что в Сочи проводилось множество соревнований, в том числе и Кубки мира, и чемпионат Европы – и я оставалась без медалей. Очень хотела выиграть – и все получилось.
- Виктор Алексеевич, расскажите о дисциплинах санного спорта. Например, как проводится эстафета?
- Эстафета как дисциплина была введена буквально за год до Олимпийских игр в Сочи, обкатана на этапах Кубка мира. И мы уже понимали, что в этом виде сборная России может бороться за 1-2 места – Татьяна Иванова, Альберт Демченко и двойка, которая входила в десятку сильнейших в мире. Эстафета начинается с женского старта. Внизу есть так называемая «груша» - после отсечки времени финиширующий спортсмен должен привстать и ударить по ней, не снижая скорости. При этом подается сигнал вверх, открываются ворота, и второй участник – мужчина – должен как можно быстрее стартовать. Когда он ударит по «груше», стартует двойка.
- Татьяна, на эстафету нужно как-то особо настраиваться?
- Нет, я всегда настраиваюсь одинаково – это же соревнования. Просто в личной гонке отвечаешь только за себя. А в эстафете я не хочу подвести ребят, которые знают, что я могу создать хороший задел, надеются на меня.
- Татьяна, этот сезон стал для вас очень удачным. Что для этого делалось, изменили схему подготовки?
- Да, подготовка была построена немного по-другому. Я мало времени проводила с командой, ушла практически на самоподготовку. Ну, и опыта стало больше – две Олимпиады, и удачные, и неудачные старты. Все в совокупности и дало результат. - Я бы добавил, что за последние два года у Татьяны кардинально изменился старт, - отмечает Виктор Болдачев. - Сегодня у нее самый быстрый старт в мире среди женщин.
- Как бы вы оценили сезон у пермяков в целом, кто из молодежи на подходе?
- Оценил бы удовлетворительно. Есть сильные девчонки, они уже в молодежной сборной, через год-два, возможно, попадут в основной состав. С ребятами посложнее, с двойками еще хуже. Двойки – это вообще уникальная работа, ею нужно заниматься.
- В крае такие сильные традиции в санном спорте. С чем связаны трудности?
- Если вспомнить Ванкувер-2010, на Олимпиаде выступали Татьяна Иванова, Альберт Демченко, Южаков – Махнутин, и все говорили: выходит команда Чусового. Российский санный спорт во всем мире ассоциировался именно с Чусовым, с «Огоньком». Но это было вчера. Желающих заниматься санями становится меньше. Дети теперь не рвутся в -20 выйти на трассу, неся на себе санки весом в 16 кг. И нужно иметь в виду, что и сама трасса морально и физически устарела, – все это далеко от зоны комфорта. В сегодняшних условиях работать все сложнее. Чтобы улучшить качество подготовки спортсменов, чтобы их стало больше, обязательно нужна санно-бобслейная трасса. Сейчас трасса в Чусовом - это каркас из дерева на металлических опорах. На этой основе лепят трассу – выходят люди с ведрами, берут снег, воду и лепят, как горку. И так метров 800-900. Все это трескается, лепится снова – едешь, как по ухабам на «Запорожце». А где-нибудь в Кенигзее - как на хорошей машине по шоссе. Итальянцы, немцы вообще никогда не видели трасс, на которых выросли наши великие спортсмены.
- Фактически заниматься санным спортом могут только ребята из Чусового? - Получается, да, - говорит Татьяна Иванова. - Если приезжать из Перми раз в неделю на тренировки, это ничего не даст. Разве что интернат в Чусовом построить для спортсменов.
- Вы как уроженка Чусового пришли в санный спорт естественным путем? – Не совсем. Я пришла потому, что папа-тренер стукнул кулаком по столу и сказал: «Санный спорт!». Начала заниматься – и ни разу об этом не пожалела. Мне кажется, если построить нормальную трассу – дети пойдут. И родители захотят, чтобы дети занимались спортом, а не сидели, уткнувшись в гаджеты. Когда они смотрят санный спорт по телевизору, то видят: какие великолепные трассы, освещение, сколько зрителей! Придя на нашу трассу, видят совсем другую картину. А ведь у нас очень красивый вид спорта!
- Татьяна, а вы тренируетесь в Чусовом?
- Уже нет. Для поддержания формы, необходимой для соревнований международного уровня, не хватает длины трассы, состояния льда. Готовимся в Сочи, это первая современная трасса в России. Едешь на скорости 130-135 км в час – и не чувствуешь скорости.
- Но трудности ведь закаляют?
- Да. Но ведь нужен и результат. Например, в Германии 4 трассы, при каждой своя школа, они эти трассы знают до сантиметра, и с ними очень трудно конкурировать. Зато мы начали выигрывать в Сочи – и надеюсь, продолжим!